Строительство городской инфраструктуры

Новости

Дата публикации13.11.2022

АвторПавел Михайлов

Эксперт в области жилого строительства

Строительство городской инфраструктуры – это комплексный процесс, в котором задействовано множество сфер и специалистов, ведь его целью является развитие населенного пункта и обеспечение нормальной жизни граждан с помощью прокладывания инженерных сетей, возведения социально важных объектов, обеспечения условий для комфортной жизни и работы, а также других взаимосвязанных между собой решениях.

Городская инфраструктура

Городская инфраструктура формируется там, где живут и работают люди, и для поддержания их жизнедеятельности возводятся основополагающие объекты и системы, а входящие в них здания и предприятия должны быть построены с учетом предъявленных требований безопасности. Таким образом, муниципальная инфраструктура включает в себя множество инфраструктур, среди которых:

  • Коммунальная – это система водоснабжения и водоотведения, газовые коммуникации, тепло- и электросети, а также уличное освещение.
  • Транспортная – сюда относятся улично-дорожные сети общественного транспорта: улицы, мосты, велодорожки, тоннели, станции и пересадочные узлы. Места для парковки транспорта: автостоянки, гаражи. Объекты логистики, предназначенные для грузовых перевозок и соответствующего транспорта. Сооружения технического обслуживания, заправочные станции и другое.
  • Социальная – достаточно широкое направление, объекты которого обеспечивают нормальную жизнедеятельность и развитие населения с помощью удовлетворения его бытовых и культурных потребностей. Сюда входит жилье, ЖКХ, различные предприятия систем здравоохранения, а также социально-культурные учреждения.

Это далеко неполный список градообразующих структур и объектов, в него также входят и другие взаимосвязанные организации военной, административной, информационной и других направленностей, в равной степени являющиеся основой функционирования системы.

Социальная инфраструктура включает в себя три основных блока, первым является общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность, куда входят образование, культура, наука и другие общественные объединения. Вторым является коммунально-бытовое обслуживание, к которому относятся ЖКХ, торговля, общественное питание, транспорт и телекоммуникации. Третьим блоком выступает восстановление и сохранение физического здоровья, к нему относятся объекты здравоохранения, туризма, спорта и охраны окружающей среды.

Для повышения уровня жизни общества и создания необходимых условий для его развития ставится множество целей, которые достигаются с помощью следующих функций социальной инфраструктуры:

  • Сохранение и улучшение здоровья жителей;
  • Создание комфортных жилищных и бытовых условий жизни;
  • Обеспечение условий для эффективной трудовой деятельности;
  • Обеспечение рационального использования свободного времени населения.

Городская среда

Городская среда – это созданные человеком и природой условия, которые напрямую влияют на уровень и качество жизни её жителей. Структура города формируется различным естественными (природными) и искусственными (человеческими) факторами. Географическими рамками городской территории являются пригород и прилегающие инженерные и транспортные сооружения.

Зонирование территории города проводится на базе градостроительного кодекса и предполагает разделение земли по географическому признаку, устанавливающему четкие границы определенных земельных участков, и по правовому, который определяет юридический статус территорий и входящих в неё объектов.

Территория города подразделяется на:

  • промышленную зону, где работают основные предприятия и заводы;
  • селитебную зону – место проживания людей;
  • центральную зону, в которой располагаются органы власти и культурные объекты;
  • рекреационную зону: различные парки, пляжи и леса, в которых можно отдохнуть и хорошо провести время.

Особенности городской инфраструктуры в России

Благосостояние и положительный экономический рост в начале нулевых привели к тому, что застройщики стали вкладывать деньги в строительство домов и микрорайонов по всей России. Практически в каждом городе возводились новые жилые районы, но не все они отвечали требованиям городской инфраструктуры и могли быть лишены основополагающих удобств. В совсем недавно построенном микрорайоне могли отсутствовать базовые социальные учреждения, например: больницы, детские сады, школы и т.д. Часто после застройки возникали проблемы с дорожным движением, потому как не были проложены новые транспортные сети, а старые дороги не выдерживали поток машин в час пик, что повлияло на качество жизни не только жителей нового района, но и всех прилегающих.

Города и населенные пункты России отличаются от зарубежных прежде всего большим количеством многоэтажных домов, которые являются очень популярными в нашей стране. Малоэтажные постройки до сих остаются в низком приоритете, несмотря на периодические всплески популярности, хотя по опросам многие россияне хотели бы жить в индивидуальном доме. Важнейшей отличительной чертой отечественной городской инфраструктуры является адаптация населенных пунктов к местному климату, ведь многим холодным регионам приходится составлять генеральный план территории исходя из защиты от сильного ветра или предотвращения заснеженности. Например, жилые кварталы северных городов имеют замкнутую прямоугольную форму с узкими проездами и проходами, а в самом городе сокращено число площадей и других открытых пространств. Для тех регионов, где зима длится по 5 месяцев в году, необходимо грамотно наладить систему теплоснабжения, в частности, проложить тепловые сети и организовать своевременную уборку снега.

Основные принципы строительства городской инфраструктуры

Строительство городской структуры – это комплексный технологический процесс и к его проведению привлекается множество рабочих специалистов и инженеров, в распоряжении которых находятся землеройные машины и грузоподъемная техника, поэтому в первую очередь необходимо обеспечить их строительными материалами и транспортными средствами. Поскольку затраты на эти ресурсы достаточно большие, расходовать их нужно с умом.

Одним из основополагающих принципов строительства городской инфраструктуры является экономия труда – человеческого и машинного, потому как в процессе застройки силы и время должны уходить на выполнение поставленных задач, достижение которых сопряжено с принципом строгого соответствия всем предъявленным эксплуатационным требованиям. Например, земля под дорожное покрытие должна быть устойчивой и твердой, небольшое отклонение от заданных показателей неминуемо скажется на качестве дороги. Укладка асфальта не может проводиться во время обильных осадков, иначе вместо соответствующей установленным стандартам ровной и прочной дороги получается вспученное дорожное полотно.

В процессе строительства рабочие применяют различные методы воздействия на материалы: измельчают, перемешивают и уплотняют их для последующего использования. Для повышения эффективности работы и снижения расхода энергии строители используют энергосберегающие методы, связанные с применением специальной техники, помогающей достичь требуемых физических, химических и механических свойств материала, из которого затем изготавливаются сложные технологические конструкции.

Требования к строительству городской инфраструктуры

При строительстве городской инфраструктуры, когда возводятся новые жилые дома, районы или ведется работа по реконструкции старых, повышенное внимание отводится инженерной части, а именно – к системе сетей и коммуникаций, прокладываемых под землей и снаружи. Так, существуют внутренние и наружные коммуникации, первые организуются внутри производственных помещений, а вторые прокладываются вне здания подземным способом в траншеях или каналах. Расположение инженерных сетей зависит от их технических характеристик, заданных целей и выполняемых функций.

Городская водопроводная сеть нужна для транспортировки воды по всему прокладываемому участку, её конфигурация зависит от планировки участка, расположению взаимосвязанных объектов и рельефа местности. Зачастую для подачи воды на большую территорию используется кольцевая сеть, отличительной особенностью которой является разветвленность с большим количество соединений. Независимо от того, какой вид сети используется, основные магистральные трубы должны охватывать весь участок населенного пункта. Схема их расположения составляется на основе формы территории города и может иметь различные виды.

Прокладка подземных инженерных сетей канализации, водоснабжения и отопления производится с учетом условий, при которых они будут работать последующие годы. Так, для предотвращения повреждений и аварийных ситуаций трубы изготавливаются из специальных материалов с учетом их теплового расширения, а для дополнительной защиты они оснащаются компенсаторами и подвижными опорами, которые позволяют им перемещаться в боковом направлении для предотвращения механических повреждений.

Социальная инфраструктура города

Городская территория разделяется на следующие зоны:

Функциональные зоны специализированного назначения – административные, жилищно-коммунальные, учебно-образовательные, торговые, бытовые, культурные, лечебно-оздоровительные, спортивные, зоны индивидуальной и многоквартирной жилой застройки, промышленные, специальные, селитебные.

Функциональные зоны смешанного назначения – являются сочетанием жилых и производственных участков, например: общественно-жилые, общественно-производственные, производственно-жилые и другие.

В каждой из территорий перечисленных зон прописаны возможные объекты на размещение и их состав в целом. Например, в селитебной зоне могут размещаться зеленые насаждения, жилые районы и общественные центры, а основной состав может быть представлен общественными зданиями и сооружениями, улицами, площадями и т.д.

Расположение культурно-бытовых учреждений зависит от степени их посещаемости. Рациональное размещение объектов положительно влияет на уровень жизни людей и на благоустройство города в целом, так как минимизирует затраченное на дорогу время и формирует здоровую сферу общественного обслуживания. Для достижения этих целей разработана система из трёх ступеней, с помощью которой определяется ежедневная актуальность того или иного строения.

Первая ступень

Сюда относятся учреждения ежедневного пользования: детские сады, школы, магазины, кафе и т.д. Данная группа занимает первое место по востребованности, потому как населению необходимо каждый день удовлетворять свои ключевые потребности в еде, образовании и тому подобное. Такие объекты строятся почти в каждом микрорайоне недалеко от мест проживания.

Вторая ступень

Данная ступень включает в себя учреждения, которые посещаются не каждый день, поэтому они располагаются в городских районах, чаще всего в общественных центрах – то есть в тех местах, до которых можно добраться на общественном транспорте приблизительно за 15 минут. Такими объектами являются универмаги, развлекательные центры, библиотеки и т.д.

Третья ступень

К этому виду относятся культурно-бытовые учреждения, которые посещаются не часто, а скорее эпизодично. Это могут быть театры, рестораны, гипермаркеты, больницы и т.д. Так как данные объекты обслуживают не отдельный район, а целый город и всё население, они могут располагаться в центральном районе города или находится за его чертой. В любом случае, затраченное людьми время на общественном транспорте до учреждения не должно превышать 30-ти минут.

Ландшафтное зонирование

Ландшафтное зонирование в городе - играет немаловажную роль при проектировании строительных объектов и затрагивает вопросы, связанные с оценкой местности. Так, отмечаются зеленые насаждения, высчитывается экспозиция холма и определяются точки, откуда открывается наилучший вид. Также определяется соотношение открытого пространства с застроенным, оценивается площадь естественного и искусственного покрытия. После распределения зоны соединяются дорожной сетью с учетом въездов и выездов и формируется цельная схема расположения строений.

Здесь же изучается влияние техногенных факторов на окружающую среду, оценивается воздействие на флору и фауну. Планирование предполагает уменьшение пагубного воздействия на природу и увеличение доли зеленых зон насколько это возможно, особенно в тех городах, где работают большие промышленные объекты. Озеленение территории посредством ликвидации пустырей и заброшенных участков в черте города не только придает ему привлекательный вид, но также делает воздух чище, создает естественную тень в летнее время, задерживает частицы пыли и повышает влажность воздуха.

Проблемы городского строительства

Основная проблема городского строительства состоит в том, что зачастую в новых районах отсутствуют социальные учреждения, необходимые для удовлетворения самых базовых потребностей населения. Часто выходит так, что застройщики вкладывают деньги в строительство жилых домов, рядом с которыми нет детских садов, школ, магазинов и других важных объектов. Происходит это потому, что застройщикам невыгодно за свой счет заниматься возведением социально-культурных учреждений, ведь они не приносят никакой прибыли, а государственного финансирования оказывается недостаточно. Таким образом появляются большие ценовые различия: жилище в районе с хорошо развитой инфраструктурой обходится значительно дороже аналогичной квартире в районе, лишенном этих удобств.

Решить эту проблему можно объединив усилия государства и частного бизнеса, потому как эта практика нашла широкое применение во многих странах мира и показывает положительные результаты. Так, частный бизнес должен принимать равное участие в вопросах строительства социально-направленных сооружений. Также должен осуществляться контроль соотношения готового жилья и готовых сооружений социальной инфраструктуры внутри рассматриваемого участка. Для стимуляции спроса на жильё социальные объекты должны быть готовы не позднее сдачи квартир, а общественность иметь право контролировать процесс строительства. Еще одним положительным шагом станет разработка системы поощрения для застройщиков, которые самостоятельно возводят необходимые для комфортной жизни общества объекты.

Инновации в строительстве городской инфраструктуры

Инновационные изобретения в строительстве городской инфраструктуры чаще всего основаны на предоставлении защиты и дополнительных удобств пользователям. Одним из таких является устройство защиты при дуговом пробое, подавляющее искрение путем отключения нагрузки. Основной задачей механизма является предотвращения пожара из-за неисправной проводки в условиях бытовых низковольтных сетей. Сюда же относятся выдвижные скрытые насадки, отличительной чертой которых является компактная конструкция, не нарушающая внешний вид интерьера. Во время активации насадка раскрывается и обрабатывает помещение равномерной струей.

Стоит отметить систему «Говорящий город», разработанную специально для людей с ограниченной мобильностью. Данный проект помогает им самостоятельно передвигаться по городу без постоянного сопровождения. Элементы системы устанавливаются в общественном транспорте, на остановках, переходах и внутри или снаружи любых зданий. Большое значение для города и его жителей привнесли автоматические установки, сортирующие отходы, а также принимающие и отправляющие на переработку пластик аппараты, которые выплачивают вознаграждение за их использование. Современные инновации являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры и помогают улучшить качество жизни общества и стимулировать его развитие.

Подробнее познакомиться с нашими проектами вы можете в разделе «Объекты».

К остальным новостям
Хотите обсудить проект?

Выберите объект

Свяжемся с Вами в течении часа

Вид работ